Страницы нашей истории: Велосипеды - Рефтинский информационно-развлекательный портал ReftNews.ru
10.09.2017 18:14 Категория: Культура

Страницы нашей истории: Велосипеды

Общаясь с жителями нашего города разных возрастов, с удивлением для себя обнаружил, что в наш век авто- и мототехники многие с удовольствием катаются на велосипедах. Конечно, велосипедистов на улицах нашего города сейчас не так много. Их намного меньше того «золотого» времени, на которое пришлось наше детство -  60-е годы ХХ века. В тот период, наверно, у многих жителей нашего города был велосипед или «мотовелик». А остальные, у кого не было железных коней, глядя вслед проезжающим, мечтали о них.

На асбестовых приисках с дореволюционного периода (1917 г.) уже были велосипеды и мотоциклы. Группа велосипедистов в летний период каталась по приискам. А с 1920 года велосипеды стали появляться и у простого народа. На Ильинском участке (территория Южного карьера) была построена футбольная площадка. Здесь в вечернее время, когда не было футбольных баталий, молодежь училась кататься на велосипедах.В тридцатые годы ХХ века, когда асбестовая промышленность стремительно развивалась и строился город, велосипеды играли заметную роль в различных сферах жизни. Например, велосипедами награждали передовиков производства.
Здесь невозможно удержаться и не привести исторический, документально зафиксированный пример. В 1934 году техрук Ильинской обогатительной фабрики А.А.Королев (будущий генеральный директор комбината «Ураласбест») «…в ознаменование 17 годовщины Октябрьской революции, за ударный труд к 7 ноября…», был награжден велосипедом.
В тот период велосипедами награждали не просто так. Некоторым особо отличившимся, велосипеды вручали на собрании производственного коллектива, в торжественной обстановке, от имени Председателя президиума Верховного Совета СССР М.И.Калинина.
Именно так, в конце 30-ых годов ХХ века вручали велосипед И.Н.Коковину, передовому работнику совхоза. А жил передовик в бараке, в небольшой комнате, и вечером после вручения весь барак учился ездить на велосипеде - сначала в общем коридоре, затем на улице.
Во время войны, велосипеды стали выполнять роль твердой валюты. Например, велосипед меняли на ружье и пару пальто, для жены и хозяина.
В послевоенный период, велосипеды так же играли заметную роль в жизни народа. Их везли в качестве трофеев из европейских стран. И советская промышленность наладила широкий ассортимент велосипедов.
В тот период это было надежное и распространенное средство передвижения. И жители нашего города ездили на велосипедах в Реж, Богданович, Свердловск и пригородные поселки.
Некоторые товарищи находили велосипедам различные нестандартные применения. Например, один из жителей нашего города, когда только появились денежно вещевые лотереи, продал велосипед и купил несколько пачек лотерейных билетов. Потом до конца жизни, с присказками и крепким русским словом, рассказывал, что самый большой выигрыш, который он получил вместо велосипеда - чернильная авторучка.
Но можно привести и другой пример: пионер Гена в 1965 году выиграл в денежно-вещевую лотерею сразу два подростковых велосипеда.А в то время, когда наши ровесники сели в седло велосипеда, их в городе было уже много. Часть велосипедов была трофейная. На них были какие-то иностранные буквы и все эти велосипеды, как правило, были черного цвета.
Нам запомнились другие - велосипеды с мотором. Как говорили их владельцы, это немецкие трофеи. Внешне это были точно такие же велосипеды, только у одних на задней оси сбоку был приделан небольшой мотор. У других такой же мотор был установлен на переднее колесо.
Мотовелосипеды с тарахтением проезжали по дорогам. Сбоку, в землю била тугая синяя струя дыма, а пацаны с горящими глазами провожали необычную технику. Но это другая тема, и о ней разговор будет отдельный.
У меня первый велосипед появился в дошкольном возрасте - это был трехколесный велосипед, который впоследствии переделали в двухколесный. Купили мне его дядьки, братья моей матери, на день рождения.
Стоит наверно сказать, что велосипед даже в 60-х годах ХХ века, для большинства жителей города был предметом роскоши, так что у большинства даже взрослого населения, велосипедов не бывало. И если у кого то из мальчишек, появлялся велосипед, да еще новый, это являлось предметом зависти. Нередки были случаи, когда обладатель велосипеда с товарищами, отойдя подальше от дома, чтоб родители не видели, давал прокатиться по очереди своим друзьям.
Второй появившийся у меня велосипед, их в то время называли подростковыми, был куплен у подросшего соседа. У некоторых моих товарищей сверстников, так же были велосипеды. И мы коллективом катались по городу.
Очень хорошо запомнился трофейный велосипед одного из моих товарищей. У меня в тот период велосипеда не было, и мы катались вдвоем на его трофейном велосипеде. Один за рулем, второй на рамке - так мы объехали все близлежащие улицы, а еще падали в лужи и врезались в заросли крапивы. Велосипед внешне был обычный, с рамой черного цвета, без крыльев. Но вот колеса! На переднем - покрышка зеленого цвета, на заднем - красного, с причудливым протектором в виде трефовой масти, как на картах. У другого товарища был велосипед «Спутник», с переключением скоростей на раме, для нас, по тем временам, почти гоночный.
А в магазинах в то время, продавали велосипеды для детей «Школьник» и «Подростковый». Для взрослых, дорожные велосипеды «ЗиФ» и «Урал», спортивные велосипеды «Спутник», с ручками управления колодочными тормозами на руле и переключателем скоростей. А так же были в продаже гоночные велосипеды «Чемпион» и «Старт шоссе». На велосипеде «Спутник» еще были крылья, а вот на гоночных велосипедах, крыльев не было. И кто ездил на них в дождливую погоду, по спине шла размашистая грязная полоса. Гоночные велосипеды еще отличались от остальных шинами.

На всех велосипедах шины состояли из камер и покрышек, а на гоночных велосипедах были тонкие резиновые трубки, которые часто прокалывались при езде по стеклам. При продаже велосипеда в магазине кроме инструкции по эксплуатации и паспорта, прилагался комплект инструмента. А так же велоаптечка, для ремонта камер и шин в дорожных условиях. И у всех велосипедов, в комплекте шел насос, который крепился в специальные гнезда на раме.
Все велосипеды, особенно спортивные, были раскрашены в разные цвета. А на дорожных велосипедах, вдоль крыльев и по ободу колеса, шли две или три разноцветные полоски. Впоследствии обода у колес стали блестящие, никелированные.
Большое значение, с точки зрения подростков, уделялось багажнику. Одному ездить не интересно - нужно прокатить товарища или соседскую девчонку, - и конструкции багажника придавалось большое значение. Конструкция, когда багажник крепился под седло, нас не устраивала - она часто ломались. А вот на старых велосипедах, багажник крепился захватом с затягивающим болтом - это нам нравилось больше. Такие багажники были крепкие и не ломались.

В те времена не только дети ездили на велосипедах по двое, но и молодые парни и мужчины. А на багажнике или «на рамке», как говорили в те времена, частенько катали девушек. А пацаны, иной раз, на велосипедах ездили и по трое. Один на багажнике, второй за рулем и третий на рамке. Вот так и мы с товарищами, ездили на Рефт купаться.

Отдельно хотелось бы сказать о дамских велосипедах. У них средняя стойка, изготовленная из трубы, была скошена. А на заднем колесе, с обеих сторон, была одета тонкая разноцветная сетка. Маленькими крючками она крепилась к заднему крылу.
Это позволяло девушкам ездить в платье - при движении его не затягивало в спицы.
Были на некоторых велосипедах и «прибамбасы». У кое-кого стояли фары и на передней вилке устройство, вырабатывающее электроэнергию от вращения колеса. У части велосипедистов на передней вилке были установлены счетчики километража.
На некоторых моделях велосипедов был ручной тормоз - он работал на переднее колесо.
В определенный период мальчишки стали украшать свои велосипеды рисунками. Не избежала этой участи и наша компания. Мы на заднем крыле велосипеда масляными красками рисовали «битломанов» с гитарами и в шляпах.Еще в определенный период времени было «поветрие» одевать на ручки руля цветные пробки от виноградных вин. В тот период в магазинах был широкий ассортимент вин, как из братских республик, так и из стран соцлагеря. На горлышко бутылки сверху одевалась полиэтиленовая пробка. Расцветки были различные, очевидно это было связано с красными и белыми винами, но диапазон цветов пробок был очень широк.
Обычно пацаны на левую ручку руля одевали красную пробку, на правую - зеленую или желтую.
На старых моделях велосипедов, сумочка для ключей, имела вытянутую вниз форму и крепилась под село к раме. У более поздних моделей сумочка имела квадратную форму и крепилась туда же на раму под седло. Но многие перестегивали сумочку к раме у передней вилки, другие прицепляли сумочку к багажнику, кто-то цеплял вперед на руль.
В конце 60-х годов велосипедов в городе стало очень много и власти решили всем велосипедам и мотовелосипедам дать номера. Номера были небольшого размера и крепились или на заднее крыло или многие ставили их под сиденье. Народ в тот период был дисциплинированный и очень многие пошли получать номера на велосипед.
Но когда пришли получать номера, очередь оказалось очень большой, и в конечном итоге номеров на всех велосипедистов не хватило.
Подобное мероприятие было проведено и до войны в 1938 году. В тот период, так же предписывалось всем прийти и получить номера на велосипеды. Но в тот период чиновники пошли еще дальше, параллельно производилась регистрация кошек и собак.
Для справки. В городе в разные периоды существовали коллективы велосипедистов, которые ездили в Свердловск, по лесной дороге и возвращалась по Белоярской автодороге. Другие группы товарищей ездили по лесным дорогам в город Реж, в Егоршино, в Богданович.
Был велопробег школьников на родину Н.И.Кузнецова в город Талицу. И самое удивительное, коллектив велосипедистов, в котором были девушки, в летний период ездил на Черное море.
На сегодняшний день, жители нашего города различных возрастов, от школьников до пенсионеров, ездят на велосипедах и в сад, и на прогулки, и совершают такие же увлекательные путешествия, по живописным окрестностям нашего города.

С удивлением узнал, что и в наше время, энтузиасты и экстремалы велосипедного спорта не перевелись. Неоднократно встречал велосипедистов далеко в лесу за поселком Черемша.
Можно привести пример велосипедного пробега по непростому маршруту: Асбест, поселок Малиновка, Ельничный кордон, деревня Чудова, село Грязновское, поселок Бело-каменный, Асбест.
А недавно узнал еще более удивительный факт. Энтузиаст из поселка Рефтинский в летний период на велосипеде проезжает до Асбеста, а затем по маршруту: поселок Белоярка, село Грязновское, Богданович, Сухой Лог. И через деревню Глядены возвращается в Рефтинский.

Наш подростковый коллектив в те далекие времена, конечно, такие маршруты не проезжал. Мы ездили по-другому. В летний период при полном сборе наша компания состояла из восьми велосипедистов. И вот мы на велосипедах осваивали сначала соседние улицы, потом пригороды, затем уже близлежащие поселки и берега рек Пышмы и Рефта. Ездили купаться, загорать, за лесными цветами и ягодами и, конечно, за грибами.
На грибах надо остановиться отдельно. Ездили мы за поселок Папанинцев и за ретранслятор по высоковольтной. За болото Березовый падун, в том районе сейчас расположены сады и поля. Грибов набирали ведрами и большими двухведерными плетенными старинными корзинами.

Трое из нас – ровесники, помладше, все остальные - старше, кто на три года и двое на пять. В лес ехали всей группой. А вот обратно…

Дорога по высоковольтной была грунтовая, после дождей много луж и грязь с глиной. Иногда падали или особо большие лужи обходили пешком стороной. А когда возвращались обратно, при выезде на асфальт, начиналась гонка: кто первый доедет до дома? Один раз первым приехал наш старший (на 5 лет) товарищ. Все остальные заезды довелось выиграть мне, самому молодому в компании.
Не только пацанов было много на улицах, но и населения в городе было много. Строилась 6 фабрика, объявленная ударной комсомольской стройкой. Народу приехало со всех концов страны. Как молодежи, после школьной скамьи так и молодых семейных пар, с детьми. А сколько семей создали в городе, наверно, учету не поддается!
Нередко можно была наблюдать, как парни или молодые мужчины ехали на велосипеде и на багажнике везли девушку. После окончания рабочего дня, у магазинов вело- и мототехники было не меряно. У «Первого» магазина, прямо от крыльца и до самой дороги вся площадка была асфальтирована, а посредине стоял деревянный столб.
Подъехавшие первыми, ставили мотоциклы на подножку, а велосипеды и мотовелики приваливали к столбу. Владельцы уходили в магазин и вставали в очередь. Приезжали следующие и точно так же приваливали свой велосипед на уже стоящий. И там бывали такие завалы, что пока мужики стояли и ждали, когда придут хозяева и разберут свою велотехнику, успевали сообразить «на троих».
Сегодня велосипеды активно входят в жизнь и в больших городах, а 21 мая объявлено днем велосипедистов. В этот день всех призывают оставить автомобили и пересесть на велосипед. Велосипед возвращается в нашу жизнь немного в другом качестве. Это уже не средство передвижения, а атрибут, иногда очень дорогой, спортивного образа жизни.

И не смотря ни на что приятно видеть как в хорошую погоду, катаются на трехколесных велосипедах дети. Неугомонные подростки скачут на ступеньках на своих велосипедах и солидные жители нашего города, в ярких спортивных костюмах, некоторые и в касках, с серьезным видом давят на педали.

Александр Копырин

Фото из архива автора

Комментарии: