Бегущий по лезвию бритвы. Неоновый нуар - Рефтинский информационно-развлекательный портал ReftNews.ru
09.10.2013 09:30 Категория: Идём в кино

Бегущий по лезвию бритвы. Неоновый нуар

Со всеми кинопремьерами 2012-го года, я, дорогой зритель, совсем забыл об одном крайне важном событии. «Бегущий по лезвию бритвы» Ридли Скотта отпраздновал 30-летний юбилей. Я часто пишу здесь о моей любви к ретрофантастике, но тут случай особый. Фильм не только выдержал испытание временем, но и заложил основы стиля киберпанк, став при этом шедевром нуара. И, стоит добавить, что вопросов после себя он оставил больше чем ответов.

Бегущий по лезвию бритвы. 1982 год. Режиссёр: Ридли Скотт.
В ролях: Харриссон Форд, Шон Янг, Дерил  Ханна, Рутгер Хауэр.

 «Снятся ли андроидам электроовцы?» - этот роман Филипа Дика лёг в основу сюжета. К слову – это первая экранизация писателя, до этого известного в узких кругах, проложившая фантасту дорогу на большой экран. Следующей его экранизацией стал «Вспомнить всё» Пола Верховена с Арнольдом Шварценеггером в главной роли.
В том будущем, которое рисуют нам создатели фильма человечество разделено на людей и репликантов. Последние являются продуктами генной инженерии. Их срок жизни ограничивается четырьмя годами, их положение фактически бесправное, но они значительно превосходят людей интеллектом и физической силой.  Некоторые из них не желают мириться с таким положением вещей. Отловом подобных экземпляров и занимается Рик Декард – член подразделения блейдраннеров или бегущих по лезвию.  Действие переносит нас  в 2019 год, в перенаселённый и гиперурбанизированный Лос-Анжелес, где всегда пасмурно и всегда идёт кислотный дождь. Декарду, который отошёл от дел, поручено поймать четверых репликантов, проникших на Землю.
Но постепенно, он начинает сомневаться в правильности того, что он делает, и более того – он начинает подозревать, что сам является репликантом с запрограммированными воспоминаниями.
Ход суждений главного героя до конца неясен, но это завораживает.
При всей своей футуристичности, фильм решен в нуаровой стилистике. Рик Декард ходит в плаще спортивного покроя, как детективы 40-х, а Рейчел, главный женский персонаж,  одета как Джоан Кроуфорд – в вещи с широкими плечами и затянутыми талиями. Повсеместный полумрак лишь подчёркивает атмосферу.  Лос-Анжелес будущего воспроизведён во всех подробностях, он превратился в огромный мегалополис по  масштабам сопоставимый с «Метрополисом» Фрица Ланга. Огромный город, существующий на стыке самых разных культур – китайцы (значительная часть фильма происходит в Чайна-тауне будущего), арабы, кришнаиты, роботы и реклама, такая же гигантская, как и сам город. Земля превратилась в третий мир – одна из реклам в фильме навязчиво предлагает нам покинуть её, чтобы начать новую жизнь в космических колониях.
Филип Дик, как и многие фантасты верил в человечество и оно этой веры не оправдало. В 2019 году создатели фильма обещали нам космические колонии и прочие радости технологии. До уровня прогресса в «Бегущем» нам ещё далеко, но некоторые тренды развития общества ему предсказать удалось – это глобализация, перенаселение, этические проблемы генной инженерии, а также воздействие промышленности на климат. И лично моё глупое замечание – при последнем пересмотре, я заметил много аксессуаров из полиэтилена, а многие современные дизайнеры уже не первый год предлагают в свих коллекциях аналогичные вещи.
Влияние фильма на фантастику рубежа столетий неоценимо. Образ мрачного мегаполиса перекочевал во многие фильмы (например «Матрицу» братьев Вачовски), а идея программирования памяти стала одной из ключевых в жанре. Как я уже писал, картина стала первым образчиком стиля киберпанк, основы которого и заложила – стиль, где сходятся технологические развитие и социальное бесправие.
Режиссер не даёт нам ответов. Зрителю самому предстоит сделать вывод – как сложились дальше обстоятельства? Но помимо этого, визуальное решение, саундтрек, написанный не кем-то, а Вангелисом, костюмы, спецэффекты и сейчас поражающие своей реалистичностью, делают этот фильм не просто шедевром нуара, но киноискусства в целом. К слову, картина в прокате провалилась и критики приняли её неоднозначно, но время обеспечило ей культовый статус.

Фото с сайта Kinopoisk.ru

 

Комментарии: