"Скорая помощь". Регулирование порядка деятельности с точки зрения закона - Рефтинский информационно-развлекательный портал ReftNews.ru
28.06.2016 17:45 Категория: Отстаиваем свои права

"Скорая помощь". Регулирование порядка деятельности с точки зрения закона

1 апреля 2015 года в результате реорганизации в целях оптимизации Рефтинский лишился собственной станции скорой помощи. В то время, когда областные чиновники рапортуют о повышении качества медицинского обслуживания на территории поселка, рефтинцы всё чаще выражают неудовлетворенность принятым более года назад решением и требуют вернуть всё «на круги своя». Разобраться в ситуации с точки зрения российского законодательства мы попросили нашего колумниста – известного рефтинского юриста, правозащитника Наталью Кузнецову.

Несчастный случай, произошедший с ребенком, выпавшим из окна пятиэтажного дома, никого в нашем поселке не оставил равнодушным. И опять же у жителей возникли вопросы, почему же «Скорая» не приезжает вовремя.
Сегодня разбираем регулирование порядка деятельности «скорой помощи» с юридической точки зрения.
С 1 января 2014 года вступил в силу Приказ Минздрава России от 20.06.2013 № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи», который конкретизировал, как должна оказываться скорая медицинская помощь.
Так вот, данным Приказом скорая медицинская помощь разделяется на экстренную и неотложную помощь. К экстренной медицинской помощи относятся внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, к неотложной – все, что не угрожает жизни пациента.
Принимающий вызов медицинский сотрудник самостоятельно определяет, в какой форме должна быть оказана медицинская помощь. Поэтому очень важно точно описать состояние больного, чтобы скорая помощь приехала вовремя. Так, если отсутствуют вызовы в экстренной форме, то в случае поступления вызова «скорой» в неотложной форме на него отреагирует ближайшая свободная общепрофильная бригада. Ну а если бригада находится на «экстренном» вызове, то «неотложку» придется ждать очень долго.
До вступления в силу вышеупомянутого приказа, обязательность наличия станции скорой помощи привязывалась к численности городов. Теперь же, Приказ содержит весьма «размытое» требование – «место расположения и территория обслуживания станции скорой медицинской помощи устанавливаются с учетом численности и плотности населения, особенностей застройки, состояния транспортных магистралей, интенсивности автотранспортного движения, протяженности населенного пункта, с учетом 20-минутной транспортной доступности».
Из данного требования вытекает следующее: во-первых, ссылка официальных представителей здравоохранения на некий «норматив» прибытия скорой помощи в виде 20 минут несостоятельна по причине отсутствия такого норматива по тексту Приказа. Во-вторых, у жителей поселка Рефтинский есть полное право требовать размещения станции скорой помощи непосредственно в самом поселке для обеспечения той самой 20-минутной трансопортной доступности. И на это есть следующее обоснование:
- состояние транспортных магистралей (особенно на выезде из города Асбеста), особенность застройки поселка Рефтинский, наша численность и плотность населения «выбивается» из критерия «20-минутной транспортной доступности».

Если верить Яндексу, время в пути от точки «А», расположенной в поселке Рефтинский около дома по улице Юбилейная, 10 (место несчастного случая) до точки «Б», расположенной в городе Асбесте на улице Осипенко 7а (адрес Станции скорой помощи) составит 30 минут.

Но ведь можно предположить, что машины «Скорой помощи» согласно своих полномочий едут с большей скоростью, чем задают карты. Вместе с шеф-редактором портала ReftNews Натальей Янтюшевой мы провели  эксперимент, чистоту которого может проверить каждый житель. Выехали из указанной точки «А». Ехали достаточно быстро, предполагая, что так могла бы двигаться карета «Скорой помощи». Так вот, расстояние в 19 километров до точки «Б» при всех наших усилиях мы преодолели за лишь 21 минуту.

Но ведь в структуру поселка входят также Рефтинская ГРЭС, птицефабрика, расположенные на приличном удалении от жилой зоны, где находится обозначенная нами точка «А». Если учитывать и это обстоятельство, то налицо грубое нарушение норматива, прописанного в приказе.

Еще раз подчеркну, сейчас мы говорим, не о времени прибытия машин, поскольку как утверждают медицинские чиновники, две из них постоянно находится на территории поселка, а именно о расположении станции скорой помощи.

Кто и чем руководствовался при принятии решения оптимизации, нарушающей права жителей и Приказы Минздрава России, предстоит еще выяснить, надеюсь, в ближайшее время Министерство здравоохранения Свердловской области ответит на все вопросы наших жителей.

Еще мне хотелось бы остановиться на таком моменте. В 2016 году на территории Свердловской области действует территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, согласно которой норматив объема оказания скорой медицинской помощи составляет 0,322 на 1 застрахованное лицо. Если предположить, что все жители поселка Рефтинский имеют полисы обязательного медицинского страхования, то тогда на нашу численность (16 000) населения, в 2016 году придется 5 152 вызовов, т.е. по 14 вызовов каждый день. Плановое количество скорой медицинской помощи наглядно демонстрирует необходимость размещения станции скорой помощи непосредственно в самом поселке!
Кстати, тем же самым Приказом Минздрав России обязал все автомобили скорой помощи оборудовать видеорегистраторами и навигаторами с возможностью использования глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и GPS и возможностью подачи сигнала тревоги.
На любом видеорегистраторе фиксируется дата, время и продолжительность записи, почему бы при наличии спорных ситуаций их не предоставить всем заинтересованным лицам?
Ну а если все-таки, «скорая» не приехала вовремя или не оказала, ту самую «экстренную» медицинскую помощь?
Необходимо знать, что с 2013 года в систему обязательного медицинского страхования (ОМС) была включена и служба скорой медицинской помощи. Это означает, что любые расходы на оказание медицинских услуг бригадами скорой помощи возмещаются за счет средств ФОМС – то есть наших с вами страховых взносов. Согласно Постановления Правительства Свердловской области от 24.12.2015 № 1195-ПП «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2016 год» - норматив финансовых затрат на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования составляет 2199,1 рубля.
Т.е., за каждый приезд «скорая» получает денежные средства – и не из государственного бюджета, как многие до сих пор считают, а из наших с вами кошельков. В случае оказания услуг скорой медицинской помощи ненадлежащего качества или отказа в их оказании застрахованное лицо вправе спросить за это - обратиться к страховой компании, выдавшей полис ОМС, с требованием о проведении экспертизы качества медицинских услуг.
Качество оказания скорой медицинской помощи определяется многими факторами. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов лечения при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Квалифицированно определить, качественно ли оказана скорая медицинская помощь, может только экспертиза, но Вы сами можете оценить качество этой помощи, чтобы понять, есть ли основания для жалобы и проведения экспертизы.
Признаки качественной медицинской помощи: быстрый приезд бригады, соответствие ее профиля тяжести состояния пациента, укомплектованность всеми необходимыми специалистами, наличие нужного оборудования и лекарственных препаратов. Кроме того, медработники должны быть компетентны, вежливы и произвести все требующиеся для оказания медицинской помощи действия, обезболивание, переноску, постановку диагноза, принятие решения о направлении в медицинскую организацию. Их решения должны быть мотивированы и объяснены присутствующим. При необходимости бригада скорой помощи должна вызвать специализированную бригаду.
В случае установления факта нарушения прав пациента, медицинская организация будет обязана возместить ущерб. Это еще один способ «отстаивать» свои права, который необходимо знать каждому.
Ну и напоследок, согласно Уголовному кодексу РФ, отказ медицинских сотрудников направить к Вам бригаду будет расцениваться по статье 124 «Неоказание помощи больному» или по статье 125 «Оставление в опасности» (в зависимости от обстоятельств). Угроза уголовной ответственности обычно дисциплинирует медработников.

Фото на превью из открытых источников

Комментарии: