Музыка их связала - Рефтинский информационно-развлекательный портал ReftNews.ru
21.10.2013 00:17 Категория: Личности

Музыка их связала

Имена Алексей Букреева и Альберта Сассмана хорошо знакомы рефтинцам – известные пианисты, организаторы и участники проекта «Уральская летняя международная академия искусств», они не раз дарили свое творчество поселковым любителям музыки. Сегодня у нас есть возможность побеседовать с ними, и, кто знает, возможно, раскрыть их «секрет успеха».

- Как вы пришли в профессию музыканта? Как и когда начали свои занятия музыкой? Это было вашим собственным желанием или желанием родителей?

Алексей Букреев: В моем случае, изначально это было, конечно же, больше желание родителей, чем мое собственное. Я родился в музыкальной семье: мама - пианистка, отец – дирижер, поэтому вполне естественно, что они хотели и меня видеть музыкантом. В семь лет меня отдали в музыкальную школу. Осознание того, что я действительно хочу связать свою жизнь с музыкой, что это может стать моей профессией, пришло гораздо позже - лет в 15, когда я попал в качестве зрителя на Всесоюзный конкурс пианистов, который проходил в Минске, где мы тогда жили. Увидев талантливых молодых музыкантов, услышав их игру, я понял, что хочу быть таким же, как они…  

Альберт Сассман: Одно из самых ярких детских воспоминаний у меня связано с оперой, которую я увидел по телевизору, когда мне было года три-четыре. Она произвел на меня неизгладимое впечатление. С этого момента, можно сказать, и начался мой путь в профессию музыканта. А вообще, музыка в нашем доме, также как и в доме Алексея звучала постоянно. Моя мама хорошо играла на аккордеоне, старшая сестра училась игре на фортепиано. Поэтому мое увлечение и желание стать музыкантом было вполне естественным.

- Вопрос, который интересует многих начинающих музыкантов: сколько времени музыкант должен проводить ежедневно за инструментом?

Алексей Букреев: По-разному. У каждого музыканта своя, сугубо индивидуальная нагрузка - сколько ему нужно, столько он и должен проводить времени за инструментом. А вообще, в музыке, как и в спорте – «тренироваться» нужно столько, чтобы это было не во вред.

Альберт Сассман: Теоретически, 12 часов в сутки (смеется). На самом деле, здесь нужно помнить, что простое, механическое повторение – это пустая трата времени, оно не имеет смысла. Можно проводить за инструментом один-два часа в день, но если подходить к игре вдумчиво, эмоционально пропускать через себя исполняемое произведение –  от этого будет гораздо больше проку. 

- Сегодня вы – известные музыканты, активно гастролируете. Что, на ваш взгляд, помогает добиться успеха?

Алексей Букреев: Трудно сказать…Ели мы вспомним известных исполнителей, то каждый из них помимо специфических, профессиональных способностей, имеет свой набор личностных качеств, разные сочетания эмоциональных и интеллектуальных способностей, разный уровень работоспособности. Конечно, все это играет свою роль в его продвижении к успеху. Но нельзя отрицать и роль случая, удачи. Известная формула успеха звучит так: талант, труд и случай.

Альберт Сассман: Я думаю, что внешние показатели успеха, такие, как любовь публики, большие гонорары, восторженные отзывы критиков, прессы на самом деле не так уж и важны для настоящего артиста, музыканта. Гораздо важнее любить то, что вы делаете, внутренняя убежденность в правильности выбранного пути и удовольствие, которое вы получаете от того, что вы делаете.

- Каковы ваши музыкальные предпочтения как исполнителей? Есть ли особенно любимые композиторы, любимые произведения?

Алексей Букреев: По своему духу мне ближе представители романтизма – Лист, Шопен, Мендельсон…

Альберт Сассман: Мне наиболее близка и интересна музыка, созданная на рубеже конца 19-го, начала 20-го века.Но я хотел бы отметить также, что профессиональный музыкант, как и профессиональный актер, дирижер, независимо от своих предпочтений, должен быть готов перескочить с одного музыкального произведения на другое, с одного стиля на другой…

- Как вы считаете, восприятие музыкальных произведений меняется с годами?

Алексей Букреев: Да, конечно. Бузони (пианист конца 19-го, начала 20-го века, – прим. редакции), признавался, что понял, как играть сонату Листа только после того, как сыграл ее более сотни раз на концертах. С годами, с опытом приходит более широкое понимание музыки. Начинаешь более тонко чувствовать музыкальный язык, связи, стили…

- Классический музыкант слушает музыку других стилей?

Альберт Сассман:Я люблю слушать хорошую, с большой буквы, музыку. И эта хорошая музыка может относиться, конечно, и к другим стилям - джазу, року и т. д. Одно из моих последних открытий – альбом  григорианских хоралов Хиллард-ансамбля(английского мужского вокального ансамбля, посвятивший свое творчество музыке европейского Средневековья – прим. редакции), записанный совместно с Яном Гарбареком (норвежским джазовым саксофонистом – прим. редакции).

- Есть ли среди поп и рок-композиторов личности, равные масштабом, к примеру, Моцарту, Баху, Бетховену и др.?

Алексей Букреев: В юности я увлекался рок-музыкой, даже играл в ансамбле. Но с возрастом начал чувствовать, что это становится скучным. Поставить на одну планку классическую музыку и развлекательную популярную музыку, все равно, что приравнять науку и научную фантастику.

Альберт Сассман: Позволю себе не согласиться с Алексеем (смеется). Я бы все-таки выделил одно имя - Стинг. Мне лично очень нравится то, что он делает. Я думаю, что его музыка способна выдержать испытание временем, и стать в будущем такой же классикой, как произведения тех композиторов, которых вы назвали.

- На своих концертах вы играете больше часа. Физически это, наверное, непросто. Как поддерживаете свою физическую форму, занимаетесь каким либо спортом?

Алексей Букреев: Да, отыграть большой концерт, действительно, не просто. Порой музыканты теряют по несколько килограммов за выступление. Чтобы выдерживать такую нагрузку нужно быть здоровым, поэтому, считаю и говорю об этом всегда свои ученикам: занятия спортом, физические тренировки необходимы.

Альберт Сассман: (смеется)Никогда не чувствовал потребность в каких-то специальных физических тренировках. Думаю, что для хорошего выступления гораздо важнее инструментально-концертная подготовка. А еще мне лично перед выступлением необходимо хорошенько выспаться.

- Некоторые музыканты признаются, что могут думать во время концерта о чем угодно. А вы о чем думаете во время выступления?

Алексей Букреев: Для меня каждый концерт – это стресс, колоссальное напряжение, которое требует огромной концентрации внимания, мышления, воли, внутренних чувств, эмоций… Возможно, кому то удается во время своего выступления думать о посторонних вещах, но у меня так не получается (смеется), я целиком погружаюсь в музыку.

Альберт Сассман: Отто Клемперер (немецкий композитор и дирижер, - прим. редакции), когда ему задавали подобный вопрос, отвечал, что во время выступления он думает о своем банковском счете, то есть считает, сколько денег ему принесет этот концерт. На самом деле это шутка. Даже имея большой концертный опыт, трудно думать о чем-то еще, кроме музыки, которую ты исполняешь – ну, если ты хочешь, действительно, хорошо выступить.

- Вы много гастролируете, преподаете, работаете над различными проектами. Есть ли в вашем напряженном графике время на общение с друзьями?

Алексей Букреев: Вся моя жизнь, все ее составляющие связаны с музыкой с профессиональной деятельностью. На этой основе завязываются и строятся мои дружеские взаимоотношения. Мои друзья – это мои коллеги, студенты. Все другое как-то затухает само собой, отсекается, уходит.

Альберт Сассман: Мой круг общения достаточно широк, но все мои друзья,так или иначе, связаны с музыкой. Даже те, кто не имеют музыкального образования, не являются музыкантами по профессии, они, в конце концов, втягиваются в наш, «музыкальный», круг – начинают ходить на концерты, слушать записи. В результате у нас появляются общие, «музыкальные» же, темы для бесед, дискуссий. 


В нашем поселке у вас уже достаточно много поклонников. Не могли бы вы сказать несколько слов в качестве пожелания им в завершении нашего интервью…

Алексей Букреев: Я очень рад, что мои выступления нравятся вашей публике. Во время своих концертов я всегда чувствую колоссальную поддержку из зала…

Альберт Сассман: Хочу присоединиться к словам Алексея. Мнетакжебыл очень приятен теплый прием, который я получил в Рефтинском.

Алексей Букреев: Хочется пожелать новых встреч, новых музыкальных открытий


Справка.

Альберт Сассман – австрийский музыкант, пианист, учился в Венской консерватории (по классу фортепиано и дирижирования), в Венском университете музыки и в Лондонском королевском колледже музыки. География гастролей Сассмана охватывает практически все страны мира, его концерты проходят в Германии, Англии, Франции, США, Украине, Израиле, Индии, Малайзии, Китае, Японии, Австралии, Новой Зеландии. Жизнь музыканта-гастролера Альберт Сассман успешно совмещает с педагогической деятельностью в Венской академии музыки и ежегодными мастер-классами, которые он проводит в разных странах мира.
Алексей Букреев впервые заявил о себе как о пианисте в Минске. Будучи еще учеником Средней специальной музыкальной школы при Белорусской государственной консерватории (класс Э. Г. Альтерман), он стал дипломантом республиканского конкурса музыкантов-исполнителей. В 1983 г. окончил УГК по классу профессора М. Г. Богомаз, ассистентуру-стажировку в 1987 г. по классу профессора М. В. Андрианова. Сразу после окончания консерватории начал преподавать в УГК и в Екатеринбургском музыкальном лицее. Учащиеся и студенты класса А. И. Букреева завоевали более 30 лауреатских званий (из них более половины - первые премии) всероссийских и международных конкурсов в Италии, Франции, США, Чехии, Румынии, Швеции и других странах. Регулярно ведет мастер-классы в Чехии (Международные курсы интерпретации в Брно и в Пражской консерватории). Выступал на Всемирном конгрессе пианистов в г. Орландо (США), преподавал в университетах Флориды, Хартфорда и Йеля (США), проводил мастер-классы на Европейском конгрессе фортепианной педагогики в Высшей школе музыки в г. Граце (Австрия). Выступал с сольными концертами на международных музыкальных фестивалях в Чехии и Австрии. С 2006 г. он профессор УГК им. М.П. Мусоргского.

Беседовала Наталья Яньтюшева

Фото Натальи Яньтюшевой, Вадима Чупракова

Комментарии: