Играя, изучаем - Рефтинский информационно-развлекательный портал ReftNews.ru
13.02.2015 15:17 Категория: Образование

Играя, изучаем

На территории Рефтинского международный образовательный проект компании Enel – PlayEnergy, - реализуется уже шесть лет. За это время он не просто прижился – стал неотъемлемой частью воспитательного процесса в поселковых школах. Юные рефтинские исследователи ежегодно входят в число региональных победителей конкурса. Не один раз им доставалась победа и на национальном уровне.

В этом году абсолютным «рекордсменом» по количеству призовых мест в регионе стала рефтинская школа №6: II место в группе 5-8 классов занял проект 6Б класса «Ферма будущего» (руководитель Наталья Кучмина), «бронзу» конкурса завоевал видеофильм «Энергия – это коммуникации и творчество» творческой группы 9-х классов(руководитель Елена Залилова), как «особо понравившийся» был отмечен жюри проект 6В класса «Космическая энергия» (руководитель Альбина Федотова).

Мы решили побывать в школе №6 и узнать, в чем секрет такого успеха.

Справка. Основная цель международного образовательного проекта PlayEnergy – привить подрастающему поколению культуру потребления энергии, научить заботиться об окружающей среде и экологии родного города. В нашей стране в проекте принимают участие все регионы, в которых расположены электростанции «Энел Россия». PlayEnergy включает в себя два направления: образовательное, в рамках которого проходят открытые уроки и экскурсии, и творческое - конкурс исследовательских работ и инновационных проектов, направленных на сохранение энергоресурсов, повышение экологической безопасности, развитие технологий в энергетике и смежных областях.

В 2014 году основной идеей проекта стал человек, который способен разумно использовать электроэнергию для улучшения жизни на Земле. Участникам конкурса предлагалось рассказать о том, что такое «Энергия»: «Интеллект»  «Работа» «Развитие», «Инновации» или «Коммуникации и творчество»?

Знакомство с миром энергии в этом году участники проекта начали с открытого урока. В роли преподавателей на нем выступили энергетики Рефтинской ГРЭС. Они познакомили ребят с видами энергии, рассказали о принципах работы тепловых, атомных и гидроэлектростанций, о возобновляемых источниках энергии - солнечной, ветровой, геотермальной энергии, энергии биомассы и Мирового океана. Школьники также узнали о деятельности компании Enelв мире, вкладе Рефтинской ГРЭС в энергосистему России. Особое внимание в разговоре с участниками проекта энергетики уделили вопросам бережного отношения к окружающей среде и деятельности компании в этом направлении.

Ученики 5А класса (руководитель Вероника Жиркова) в этом году впервые влились в школьную команду PlayEnergy. После открытого урока они отправились на экскурсию на Рефтинскую ГРЭС, чтобы своими глазами увидеть процесс производства энергии.

 

Больше всего ребят заинтересовали вопросы уменьшения загрязнения окружающей среды, которое происходит при производстве энергии. В результате родилась мысль сделать энергетически автономной свою школу. Свои идеи ребята представили на макете. В качестве альтернативных безвредных для окружающей среды источников энергии они предложили использовать солнечную батарею, ветрогенератор, биомассу (листву окружающего школу леса) и … тренажеры, установленные этой осенью на спортивной площадке.

 

Участники проекта: Елизавета Валова, Валерия Джусь, Софья Иринина, Жанна Тимонина, Виктория Алимпиева, Екатерина Горобец, Новогородов Алексей

Проект пятиклассников не вошел в число победителей, но его авторы нисколько этим обстоятельством не огорчены, говорят, это не главное, главное – то, что многое узнали и многому научились.

Алексей Новогородов, ученик 5А класса, участник проекта:

- Мне очень понравилось работать над проектом. Мы узнали много интересного,  например, о разных видах и источниках энергии, о том, как она может вырабатываться, чтобы не вредить окружающей среде. А еще нам было очень интересно делать макет. Вначале мы его все вместе рисовали, А потом стали думать, как и из чего сделать на нем школу, аккумуляторную батарею, спортивную площадку. Мы научились лучше работать с клеем, тканью, пластиком. А я, когда вместе с папой делал «ветряк», даже научился паять. 

Ребят из 6Б класса новичками проекта уже не назовешь. Исследовательская группа PlayEnergy существует здесь второй год. На этот раз она разработала предложения по созданию фермы будущего – экологически чистого предприятия, которое будет работать на отходах от животноводческих хозяйств региона.

 

Участники проекта: Екатерина Захарова, Анжелина Борцова, Милена Осинцева, Юлия Сальникова, Николай Поскочин,  Владимир Устюжанин, Никита Абашкин, Дмитрий Боровинский

Наставник юных исследователей, учитель математики Наталья Кучмина, что говорится -  «руководитель со стажем». С разными классами она принимает участие в конкурсе уже в шестой раз. На счету ее подопечных уже не одна победа в региональном конкурсе.

Наталья Кучмина, учитель математики школы №6, руководитель проекта:

- Участие в проекте PlayEnergy развивает у ребят творческое мышление. Макеты создаются из подручных материалов. Приходится думать, из чего и как сделать каждую деталь. Что-то лепим из пластилина, что-то клеим из бумаги, что-то собираем из конструктора. Проект PlayEnergy также дает ребятам  возможность приобрести навыки исследовательской деятельности. Ведь прежде, чем приступить к созданию макета, мы ищем информацию по выбранной нами теме, обрабатываем ее, выделяем главное. В проекте участвуют не только ребята, но и родители. Для кого-то из них энергетика является профессией, кто-то косвенным образом связан с ней. Они помогают нам советом, своей родительской поддержкой. В свою очередь ребята лучше узнают, чем занимаются их родители, об их профессиях.

 

Исследовательская группа PlayEnergy в 6В классе также работает второй год. В этот раз на суд жюри ребята представили проект космической электростанции, которая по совместительству еще и выполняет работу по уничтожению космического мусора.

Мария Куцина, ученица 6В класса, участница проекта:

- Мы заинтересовались энергией будущего. У нас было очень много идей о том, как можно будет получать ее с помощью новых технологий. Большинство из них придумал Данил Ксенофонтов – он мозг нашего проекта. Когда мы все записали – получился целый лист. Потом мы каждую идею обсуждали, рассматривали, как ее можно воплотить в жизнь, насколько это реально. И в результате решили остановиться на идее космической энергии.

На изготовление макета ушло несколько недель. Ребята гордятся тем, что сделали его почти без помощи взрослых. Вот только с проводами для подключения светодиодной ленты разобраться самостоятельно не смогли, пришлось здесь прийти на помощь руководителю проекта – учителю технологии Альбине Федотовой. 

Участники проекта: Варвара Оссовских, Екатерина Коваленко, Милена Татаринова, Юлия Сычева, Мария Куцина, Данил Ксенофонтов

Альбина Владимировна рада, что работа ее воспитанников была высоко оценена региональным жюри, но признается: для нее, как педагога, победа в конкурсе – не самый важный результат.

Альбина Федова, учитель технологии школы №6, руководитель проекта:

- В работе над проектом происходит сплочение коллектива. Общая цель объединяет ребят, работа в команде учит взаимодействию и взаимовыручке, совместные обсуждения -  умению сформулировать и высказать свою точку зрения,  обоснованно и аргументировано. Все это поможет им в дальнейшей жизни!

Команды юных исследователей под руководством учителя МХК Елены Залиловой входили в число региональных победителей в 2010 и в 2013 году. В новом сезоне PlayEnergy творческая группа 9-х классов под руководством Елены Ивановны (в нее вошли Лада Холкина, Наталья Сорокина, Виктория Залилова, Вера Иванова, Юлия Жданова, Ирина Ворошилова) представили на суд жюри видеофильм «Энергия – это коммуникации и творчество». Идея проекта – наполнить улицы Рефтинского светом и смыслом с помощью неоновых вывесок, размещенных на зданиях поселка, - показалась интересной членам регионального жюри, и оно отметило ее III местом.

Авторы проекта признаются: работать над ним начали еще в сентябре, но окончательно с его идеей определились только с наступлением зимы - когда на улицах поселка вечерами стало так темно, что хоть глаз выколи.

Лада Холкина, Наталья Сорокина, ученицы 9-ых классов, участницы проекта:

- Иногда с занятий или мероприятий нам приходится возвращаться домой довольно поздно. А в некоторых местах у нас в поселке так темно в это время, что даже страшно ходить. Мы решили, что было бы здорово добавить освещения объектам, которые там находятся, с помощью неоновых вывесок. Мы сделали фотографии этих мест и обработали их в фотошопе - наложили модели придуманных нами вывесок и слоганы. Смонтировать видеоролик нам помогла Елена Ивановна, а сделать его озвучку – директор Центра культуры и искусства Марат Файзрахманович Залилов, за что хотим ему сказать отдельное спасибо!

Любовь Тунчик, заместитель директора школы №6 по воспитательной работе:

- Наша школа реализует проект PlayEnergy,  начиная с его запуска в России в 2009 году. За это время в конкурсе проектов поучаствовало 28 классных коллективов, порядка 300 детей и 30 педагогов. Цели PlayEnergy - привить подрастающему поколению культуру потребления энергии, научить заботиться об окружающей среде и экологии родного города, - близки нам, перекликаются с целями экологического воспитания. Большую помощь в этом направлении нам оказывают методические материалы, предоставляемые организаторами проекта, совместные образовательные мероприятия, такие, как открытые уроки, экскурсии на Рефтинскую ГРЭС. Приятно отметить, что компания Enel, Рефтинская ГРЭС подходят серьезно к стимулированию творчества ребят. По итогам конкурса победители - и дети, и педагоги, - получают замечательные призы, участники - сувениры с символикой конкурса.

Все больше выпускников образовательного учреждения в последние годы выбирает при поступлении в СУЗы и ВУЗы энергетические и технические специальности. Свой вклад в профессиональное самоопределение ребят вносит, без сомнения, и проект PlayEnergy. А это значит, что совсем скоро свои смелые идеи юных исследователей претворятся в жизнь.

Наталья Яньтюшева

Фото Натальи Яньтюшевой, Вероники Жирковой,

из архива Натальи Кучминой, Елены Залиловой