"Эх, Марфуша, нам ли быть в печали?" - Рефтинский информационно-развлекательный портал ReftNews.ru
08.02.2013 07:31 Категория: Идём в кино

"Эх, Марфуша, нам ли быть в печали?"

Две даты трагически сошлись в этом году – на прошлой неделе Леониду Гайдаю исполнилось бы 90 лет, а в ноябре будет 20 лет, как его с нами нет. Безгранично талантливый режиссёр, мастер изящной эксцентричной комедии, он вывел на большой экран знаменитую троицу Труса, Балбеса и Бывалого, студента-недотёпу Шурика, сделал звезд из Натальи Крачковской и Юрия Никулина. 

Все мы выросли на его фильмах, которые с годами стали только лучше и, кажется, не устареют никогда. И в сегодняшнем посте, я хочу с вами поделиться моей личной пятеркой любимых гайдаевских комедий.

1. 12 стульев (1971).

Тут уж, как говорится, сам бог велел. Одна из самых смешных и остроумных книг, написанных за годы советской власти, Гайдай просто был обязан её экранизировать. Историю Остапа Бендера знает каждый школьник, пересказывать её нет смысла. Экранизаций романа Ильфа и Петрова множество, но гайдаевская выделяется из общей массы ярким визуальным решением (фильм напоминает агитационные плакаты 20-х годов) и приёмами, характерными для немых комедий начала прошлого века (что вообще типично для Гайдая). Фильм примечателен ещё и  тем, что именно здесь  впервые на экране появилась Наталья Крачковская, которая весьма органично смотрелась в образе нэпманши мадам Грицацуевой, также, в эпизодах снялись Юрий Никулин  и Рина Зелёная в роли редакторши.

2. Иван Васильевич меняет профессию (1973).

Такой же атрибут новогоднего стола, как и оливье. Ещё одна экранизация, на этот раз опальной пьесы Михаила Булгакова. Как и многие советские фильмы, «Иван Васильевич» в какой-то момент неизбежно превращается в музыкальную комедию. Ленту давным-давно разобрали на цитаты, которые знают даже те, кто фильм не видел. А уж о песнях, прозвучавших в картине и говорить нечего.

3. Жених с того света (1958).

Одна из ранних картин Гайдая, идеологически неверный бюрократический фарс, малоизвестный широкой публике, с Ростиславом Пляттом в главной роли. Единственный фильм режиссёра, подвергшийся жестокой цензуре, благодаря чему хронометраж картины сократился вдвое.

 

 

 

 

 

4. Бриллиантовая рука (1968).

Ещё одно новогоднее блюдо. Лучшая отечественная комедия, согласно опросу, проведённому  РТР в 1995 году. Практически каждая фраза, произнесённая персонажами, стала крылатой, а появление в фильме Светланы Светличной сделало её секс-символом Союза. Признаться, я только в сознательном возрасте понял, что это фильм о контрабандистах, в детстве эта картина меня пугала, особенно сон Горбункова. Только спустя годы я смог оценить шикарнейший юмор.

 

 

5. На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди (1992).

Последняя (и не самая лучшая, надо сказать) режиссёрская работа Леонида Гайдая, колючая сатира на перестройку (благо цензуры уже почти не было), а заодно и пародия на шпионские боевики. Градус абсурдности временами зашкаливает, а Дмитрий Харатьян в роли суперагента невыносим. Но сцена в театре, во время которой на призыв сотрудникам КГБ выйти, из зрительного зала выходят все, в том числе и солист балета… По-моему, она искупает всё.

 

 

 Фото с сайта kinopoisk.ru