Маленькие детки спать не дают, от больших - сам не уснешь - Рефтинский информационно-развлекательный портал ReftNews.ru
22.11.2012 07:12 Категория: Ищем путь к себе

Маленькие детки спать не дают, от больших - сам не уснешь

Помните эту поговорку? Увы, это действительно так: растут дети - растут и проблемы с ними. Письмо от Елены, читательницы ReftNews, описывает одну из самых распространённых проблем между родителями и детьми-подростками. Сегодня я попытаюсь помочь ее разрешить.

Здравствуйте, Ирина! Хочу получить совет по поводу воспитания своего сына-подростка. С мужем развелись, когда ребёнок был во втором классе, сейчас он учится в восьмом. Часто был свидетелем ссор с мужем. В этой четверти получил первую двойку и ни сколько не раскаивается. Много сидит за компьютерными играми, ничем не увлекается, уроки делать не хочет. На все мои попытки воспитания реагирует с улыбкой. Его забавляет, когда я его начинаю отчитывать. Попросил завести собаку три года назад, но за ней ухаживает только после моих напоминаний. Как мне его заинтересовать учёбой? 

Елена, 37 лет

К сожалению, а может быть к счастью, эта ситуация достаточно типичная. Думаю, что дело здесь не в разводе, так как прошло уже шесть лет, а первая двойка за четверть только сегодня. Просто ваш ребенок вырос, как, наверное,  для всех родителей, «неожиданно быстро» и уже требует к себе совершенно другого отношения, а соответственно и воспитания. Боюсь, что отчитывать в этом возрасте уже бесполезно, это вызовет, в лучшем случае, улыбку с его стороны, в худшем - резкий всплеск негативизма, который может закончиться чем угодно, в том числе и активным стремлением поступать наперекор вашим словам. Здесь дело, скорее, в возрастных и психологических особенностях вашего восьмиклассника. Необходимо кардинально перестроить стиль ваших взаимоотношений с вашим сыном, учитывая происходящие с ним перемены. 

В возрасте 13-14 лет меняется система ценностей и интересов. То, что было ценно - обесценивается, появляются новые кумиры, подросток перестает прямо копировать взрослых, характер взаимоотношений с взрослыми и родителями часто носят протестный характер. 

У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное самочувствие, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворенность и жизнью вообще. Учеба в это время отходит на второй план (чтобы учение было привлекательным, нужно находить в материале то, что могло бы способствовать общению подростков).

Самый главный вопрос подросткового возраста – это половое созревание. В это время формируются психосексуальные установки и ориентации, происходит вторичная половая идентификация, подросток переживает первую любовь, у него возникают эротические фантазии и переживания. Он меняется настолько, что это период называют «гормональной бурей или эндокринным штормом». 

Самооценка восьмиклассников неустойчива: подросток склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. К тому же оценка носит сверхобобщенный характер: любая мелочь может в корне изменит отношение подростка к себе. В собственных глазах он должен быть очень умным, красивым, очень смелым и т.д.  Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков.

Бессодержательно проводимое время толкает восьмиклассников на поиск новых «острых ощущений». Очень часто подростки отмечают свои «заслуги»:  удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи распитием спиртных напитков. Впоследствии объясняя свои плохие поступки, восьмиклассники имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости и храбрости.

Одним из определяющих элементов микросреды, в отношениях формирующих личность восьмиклассника является семья. При этом решающим является не ее состав – полная, неполная, распавшаяся – а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми.

Если вы хотите построить нормальные взаимоотношения со своим восьмиклассником, прислушайтесь к этим советам:

- Будьте всегда чуткими к делам своих детей: анализируйте с детьми причины их удач и неудач, поддерживайте ребенка, когда ему нелегко.

- Старайтесь не ограждать подростка от трудностей, а научите их преодолевать.

- Сравнивайте своего ребенка только с ним самим, обязательно отмечая продвижение вперед.

- Постоянно контролируйте ребенка, но без гиперопеки по принципу: «Доверяй, но проверяй!» Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите его информировать вас о способах времяпровождении, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка. Следите за тем, какие книги читает Ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии или девиантного поведения.

- Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактуализации (развитие собственной личности). 

- Информируйте своего ребенка о границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно. 

- Рассказывайте ребенку о  своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте.

- Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение. Избегайте нравоучений, криков, назидательности, тем более иронии. Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами).

- Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, чтобы избежать недоверия между вами.

- Будьте всегда для своего ребенка прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей мамой.